На главную
Каталог
пионов
на год
Пионы Флоксы
Другие
растения
фото
Клематисы
фото
Георгины
фото
Публикации

Пионы. Заметки коллекционера.

 

О названии сортов

Пионы для украшения сада – где и что посадить

Сорта пионов «для души»

В поисках идеального сортавзгляд коллекционера

 
 

"Алезия" или "А.Е.Кандред"

О названии сортов пионов.

Есть тема в цветоводстве, которую все обходят стороной. И тема эта – достоверное название сортов.

Для продавцов растений проблем нет – не знают название – придумают свое. А для коллекционеров принципиальный вопрос – мы же стремимся к исторической достоверности.

Это касается всех культур, которыми я серьезно интересовалась – георгин, клематисов, флоксов, пионов.

Сначала переживала по поводу названия сортов, когда они оказывались другими. Когда поняла, что это повсеместное явление, перестала придавать сему факту излишнее значение. Есть, конечно, деятели от цветоводства, которые ради коммерции называют старый сорт по-новому и продают как новинку, но таких единицы. Чаще перепутанность появляется не умышленно.

Каких-то 20 - 30 лет назад не было ни интернета, ни доступных фотографий. Заказывали сорта у коллекционеров, полагаясь только на описание. То, что у нас вырастало, потом и считали тем сортом, который приобретали.

В описании сортов ориентировались на каталоги, которые хранились в ботанических садах, обществах любителей растений, у коллекционеров.

Человеческий фактор в распространении путаницы то же никто не отменял. Слышала не одну историю, что в поставках заказов из-за рубежа бывала пересортица, и в дальнейшем под этим названием сорт распространялся у нас.

Но наступили новые реалии. Информация стала доступной. И регистры сортов, и фотографии. Коллекционеры столкнулись с проблемой. То, во что они свято верили (название сорта), не всегда было истинным. Как говорят психологи, возникал когнитивный диссонанс.  Простыми словами - несоответствие ожидания, веры и действительности. Одна из реакций на него – отрицание, другая – «спрятать голову в песок». Чем сильнее была вера – тем сильнее разочарование.

Но, со слепой верой мы зашли в тупик. Альтернатива вере – знание, практический опыт и документы.  

Пока я, начинающий цветовод, увлекалась георгинами и клематисами, подросла коллекция пионов, которая поглотила свободное место в саду и свободное время – на другие культуры их просто не осталось.

За 20 лет коллекционирования пионов появились наблюдения, собралось много фотографий.  Подготавливая описания сортов для сайта, обращала внимание на нюансы сортовых признаков. И тут заметила, что в имеющихся в моем распоряжении каталогах есть расхождения в описании с тем, что реально растет у меня.
Копнула поглубже, и, о ужас!  

Много сортов описаны по-разному, нет однозначности. То срок цветения другой, то высота куста не та, то запах не такой. А о чем это говорит? Догадайтесь сами.

С новыми сортами все понятно. Производители о маркетинге позаботились. Сделали хорошую фотографию сорта, описали, опубликовали. Затем размножили через меристему – и вот вам «миллион алых роз». А старые сорта пионов, которые на мой взгляд самые красивые и ценные, выдержанные, как хороший коньяк, не испорченные микроклональным размножением, теряются.

Что с этим делать, как исправлять ситуацию, честно сказать – не знаю. Что могу – делаю. Выкладываю на сайте реальное описание сорта в своем саду и его фотографии. Если не уверена в названии сорта, ставлю рядом с названием звездочку (*).

Был недавно такой случай.
Заказчица спрашивает.
- У вас есть сорт «Алезия»?  Объясняю, что «Алезия», это то, что в наших садах зовется «А.Е.Кандред». Приобретала эти два сорта у разных известных коллекционеров – выросло одно и тоже, не отличить.
- Нет, говорит заказчица и показывает фотографию «Алезии», – это другой сорт.
Смотрю на фото, согласна, что другой, не такой, как у меня.
Очередной раз начала разбираться. Благо, за последние годы на одном из электронных ресурсов выложено много описаний из Регистра сортов Американского Общества Пионоводов.  Для коллекционеров пионов это основной документ по импортным сортам.

Регистр на английском языке. Начальные знания языка у меня есть, плюс Гугл переводчик в помощь.
Читаю. Черным по белому. В добавок к описанию, которое полностью совпадает с моим сортом, указано, что у «Алезии» сильный аромат. Так и есть. Прямо изысканный парфюм!  А у «А.Е.Кандред», судя по описанию в Регистре сортов АмОП – умеренный, средний. 

После этого исследования еще больше склонилась к мнению, что в моей коллекции «Алезия», но в Ботаническом саду МГУ, в клубе, этот сорт называют «А.Е.Кандред».
И что делать?

Те, кто по моей логике должны выверять сорта, вносить, если надо, исправления, молчат. А что делать коллекционерам? Что мне писать на сайте, как называть?
Я, как любитель старых французских сортов, заинтересована, что бы «Алезию» назвали своим именем, вспомнили, что это шедевр Лемуана, 1927 года, качественный сорт по всем показателям.
«Алезия» далеко не единственный сорт, который распространен не под своим именем. Наводить порядок никто не спешит.
Может он и не нужен никому, порядок этот?


"Алезия" или "А.Е.Кандред"?

 


Пока не знаю точного названия этого сорта. Но не отказываться же от него по этой причине.

 


"Грациелла*" . Раньше в моей коллекции был под названием "Венус". Но и "Грациелла" - спорное имя.

 


"Евангелина". Надеюсь, что она. Попала ко мне как пересорт. Понравилась. Долго пыталась определить название. Сначало бывалые коллекционеры сказали, что это "Эмма Клем".
Под этим названием пару лет висела на сайте, но со звездочкой ( * ). Сорта, в названиях которых не уверена, так помечаю. И в каталоге это написано.
Потом все же помогли опредеть, как "Евангелину".

 


Картина неизвестного художника.))
Не высокий куст, хорошие листья, стебли, огромные цветы с чудным ароматом. Поздний. Сначала цветы были полностью махровые, а в последние годы появляется ярко-желтый поясок. Но впечатление не портит. По подчерку сорт старый, начало 20 века. Предположений о названии нет.))

 

Пионы для украшения сада – где и что посадить

Советов о том, как посадить пионы, много.
О том, куда посадить – гораздо меньше.
Вместе с тем, ответ на вопрос – куда посадить? – важный. От него зависит, будет ли сад радовать нас своим видом.
Итак, поделюсь опытом.

Когда 20 лет назад начала собирать коллекцию пионов,  приобретенные делёнки сажала на грядке в рядок, стараясь чередовать светлые сорта с темными, для контраста. Ближе к дому спонтанно организовался парадный цветник. В него сорта отбирала особенно тщательно, следя, что бы в первом ряду, ближе к газону были низкие пионы, а во втором ряду, подальше, высокие.

Но не тут-то было! Первое с чем столкнулась – пересортица.
Второе – формальное указание высоты куста даже в каталогах коллекционеров. И если с несовпадением цвета еще можно было смириться, то с «лошадью» в первом ряду – ну никак.
А разброс по высоте у сортов пионов ощутимый – от 60 до 120см.
В своих каталогах и на сайте всегда пишу высоту, на которую сорт реально вырастают  в саду. И фотографию с мерной линейкой добавляю.
Год от года высота может меняться. Заметила, что если в начале вегетации (май – июнь) погода дождливая и холодная,  все кусты вытягиваются. Но это касается и низких и высоких сортов – все будут на 10-20 см выше.

Размножив и изучив особенности уже имеющихся в коллекции сортов, начала рассаживать кусты пионов по участку не только для бизнеса, но и для красоты. И то, что сейчас радует глаз в саду, результат продуманного их размещения.
Вот несколько принципов, которых стараюсь придерживаться:

* Пионы сажаю на грядках, по возможности высоких.
* По краям грядок, ближе к забору и зеленой изгороди из кустарников – располагаю высокие сорта.
* На самую дальнюю грядку от дома – высокие сорта и сорта с массивными цветками.  Дело вкуса, гости говорят «Ах!» и «Вау!» глядя на «Генри Бокстос», но когда он зацвел в конце участка, поняла, что там для него отличное место. Так же,  как и для высокого «Аркадия Гайдара».
* На грядках чередую ранние сорта с поздними. Сначала ранние украшают сад, а после, на фоне зеленой листвы отцветших соседей, распускаются поздние.
* Кусты сортов среднего срока цветения не грядке чередую, светлые с темными.
* Замечаю, какие сорта цветут одновременно и, если сочетание понравилось,  в дальнейшем стараюсь посадить их рядом.
* В центре участка сажаю кусты для размножения и новые сорта.
* Новая для меня тема – пионы в тени. Раньше тени на участке не было,  и вопрос такой не возникал, а теперь есть. Оказалось, что некоторые сорта в полутени намного симпатичнее, чем на солнце. Так сорт «Боул оф Бьюти» хотела уже совсем из коллекции вывести, но «ткнула» под грушу последний кустик. И он в этом году порадовал и к месту пришелся.  Оставлю пока.

Следующий вопрос, который для меня неразрывно связан с первым – что посадить? Что бы сорт  украшал сад, а не создавал лишние заботы и ненужные проблемы. Красивых пионов много, а что выбрать?
Некоторые из нас восхищаются отдельно взятым цветком, что вокруг – для них не так важно. А мне подавай картину в целом! Как будет смотреться куст, как сочетаться с другими цветами, как он впишется в ландшафт. И еще, что бы хорошо разрастался  и не болел.
В подборе сортов со временем тоже выработались некие принципы:

* Выбираю в коллекцию  сорта, которые хорошо растут, жизнеспособные, обильно и стабильно цветущие в нашем климате.
* Пионы, имеющие красивый цветок, но «никакой» куст есть, но мало.  В первый ряд цветника их точно не сажаю.
* Ценность пионов для меня в том, что они, помимо красоты и шарма,  могут  расти на одном месте без пересадки 20-30 лет и более.
А гибриды так долго без пересадки не живут. Поэтому коллекционирую  в основном молочноцветковую группу сортов. Гибриды в коллекции есть, но чуть-чуть, классика и шедевры.
* Крайне негативно отношусь к коллекционным растениям, выращенным из меристемы, то есть  размноженным микроклонально. Стараюсь с ними дело не иметь. Мало того, что у них могут быть мутации и расщепление сортовых признаков, у них часто страдает иммунитет и для болезней и вирусов они – лакомый кусочек.
* Если у меня оказался  пион, сорт которого никто не может определить, а по моим критериям он качественный, чем-то интересен, имеет свое лицо,  оставляю под условным названием. Мне интересней иметь «картину неизвестного художника», чем растиражированный  постер.
* И последнее.
Была у нас гостья на участке, говорит: «Вы же селекцией занимаетесь».
Нет, отвечаю я, не селекцией, а отбором.
Если какое-то из растений не соответствует перечисленным качествам или просто не хочет расти – значит, оно мне и не нужно! Практика показала, что если повторяю попытку завести пропавший сорт, результат получается тот же.

Есть множество замечательных сортов, с которыми у нас взаимная любовь, вот в них силы и вкладываю.


Высокие сорта пионов сажаю на задний план.

 


"Корал Чарм". Самый высокий сорт в коллекции.

 


"Генри Бокстос".

 


Пионы среднего срока цветения.

 


"Этчед Салмон" и "Америка". Неожиданное сочетание, но приемлемое, когда места нет.))

 


"Акрон". Этому кусту лет 15. Один раз я от него половину "оттяпала", не выкапывая, на развод, и больше не трогала.

 

Сорта пионов «для души»

«На вкус и цвет товарищей нет». Банальная поговорка , но, всё же, начну с неё.
Вкусы у коллекционеров разные. Кого-то привлекает разнообразие и большое количество сортов, на кого-то завораживающе действуют слова «новинка селекции». Кто то ценит лаконичность и не впечатляется "капустой".

Я же количеству предпочитаю качество,  а  к новинкам отношусь осторожно. Среди них, несомненно, есть шедевры, но кто из них останется в истории, покажет время.

Для меня новинки селекции сродни современному искусству – есть интересные выставки, но меня, по большей части, тянет в Эрмитаж, Пушкинский и  Русский музеи - ну нравится мне классическая гармония.
И старые сорта пионов, которым по 50 – 150 лет для меня в коллекции в приоритете. Ищу и собираю именно их.

Во-первых, сейчас такие сорта не выводят – идет другая волна представлений о прекрасном.

Во-вторых, многие, если не все, современные шедевры селекции размножают микроклонально, через меристему. При этом часто у растений происходит изменение  сортовых признаков, теряется первоначальная декоративность цветка, они более подвержены заболеваниям. То, что хорошо для пищевых сельскохозяйственных культур, оказалось не совсем хорошо для многолетних сортов пионов. Наблюдая, как в соцсетях выкладывают фотографии «Бартзеллы», скорее всего микроклонально размноженной, вспоминаю слова Михаила Жванецкого: «Если другой машины не видел, «Запорожец» вот такая машина!!!».

В-третьих, размножив сорт микроклонально и быстро заполнив им рынок, он теряет ценность. Ведь коллекционеру  интересно иметь что-то редкое, на то он и коллекционер. Не сажаем же мы одуванчики в цветник, а какие они яркие, сочные, привлекательные в мае!
Сорта пионов, прошедшие через массовое размножение, напоминают мне репродукции картин великих художников, а то и просто постеры. Похоже, доступно…  Часть новинок вызывает у меня ассоциацию с «пластмассовыми помидорами». В прошлом году был у меня такой томатный гибрид в теплице. Красивый, урожайный и …безвкусный.

Один из критериев, по которому подбираю сорт в коллекцию такой – хочется ли мне нарисовать цветок (сфотографировать), есть ли у цветка шарм, изюминка. И он может быть не всегда идеально правильный. У моделей в глянцевых журналах после фотошопа нет изъянов, но нет и очарования.
Так же обращаю внимание, есть ли у сорта свое лицо, узнаваемость, угадаю ли его «с трех нот».


"Марилла Бьюти". Цветок огромный, рыхлый и воздушный.

 


"Мадам Баттерфляй". Простой и лаконичный. Пронзительно розовый цвет, яркий. Японцев в коллекции не много, но этот обосновался прочно.

 


"Лебедь". Если быть совсем точной, то "Лыбедь". Но "Лыбедь" в нашем языке не звучит. А извесна старая мудрость, как корабль назовешь, так он и поплывет.

 

 

 

В поисках идеального сорта

Коллекционирование сортов пионов – для меня азартная игра.

Многие коллекционеры не только собирают сорта, но и, размножив, продают их. Хотя бы для того, что бы хобби было на самоокупаемости, а возможно приносило прибыль.

Когда мы делаем заказы сортов по каталогам, фотографиям, это всегда лотерея. Тем более среди новинок. Никогда наверняка не знаешь, как поведет себя растение в нашем климате, на нашем участке, какие непредвиденные особенности есть у сорта.

Хорошо когда у коллекционера есть чутье на сорт – перспективный он или нет. Стоит его оставлять в коллекции, размножать, распространять, или нет. Будет ли он пользоваться спросом у людей или только у таких же ненормальных коллекционеров.
Да-да, все мы, коллекционеры, немного больные на голову…))

Я сравнила коллекционирование сортов с карточной игрой «Подкидной Дурак».
В колоде игральных карт есть тузы, короли, шестерки, козыри и т.д.
Наблюдая за новым сортом в саду, стараюсь определить, с какой картой можно его сравнить.

В моей градации козырь – это сорт, который станет популярным и будет пользоваться спросом.
Не козырные карты – тузы, короли, дамы – цветы красивые, но плохо размножаются, или кусты оставляют желать лучшего, или что-то еще не так. Они интересны для селекционеров, для поддержания генофонда.
Козырной туз говорит сам за себя – это супер-сорт. Главное, что бы его было не очень много, иначе он обесценится. Если перед нами тазик чёрной икры, захочется хлеба.

Я бы сравнила сорт пиона «Фестива Максима» с козырной шестеркой. Сколько лет сорту (выведен в 1856г), а он не теряет своей актуальности, пользуется спросом.
В моей коллекции сорта «Прери Мун», «Олд Фейтфул», если не тузы, то короли точно. Но не козырные. Красивые цветки, но не разрастаются кусты. Как посадила три почки несколько лет назад, так каждый год по три стебля и вырастают. А сорта, которые медленно разрастаются, при плохом уходе имеют тенденцию пропадать и рекомендовать их для украшения сада, для ландшафтного дизайна, я бы не стала.
При таком раскладе козырная шестерка, со временем побьет обычного туза.

Радуюсь, когда нахожу козырей среди вновь приобретенных пионов. А что делать с остальными мастями, к тому же если это не козыри, не короли, не дамы?
Как в карточной игре их быстренько скидывают, пока никто не разобрался, что к чему.

Куда скидывают?
Кто как умеет.
Кто в компост, кто в костер, кто соседям раздает, кто оптовым продавцам.
Кто-то блефует, как в покере, другие описывают в каталогах по Жванецкому - «до полного освещения вопроса, но только с одной стороны».

Уважающие свою репутацию коллекционеры на прямые вопросы отвечают честно, но тут надо знать, что спрашивать. И уметь слушать. То есть слышать то, что говорит продавец, а не то, что хотим  услышать мы. Значение мимолетно брошенной фразы «цветок плохо раскрывается» я поняла только тогда, когда увидела это воочию. Бутоны пиона на кусте не раскрывались, но уже начали увядать.
Среди «подводных камней» – зимостойкость, устойчивость к болезням, скорость нарастания, форма куста, прочность стеблей и др.

А кто же козырные тузы, спросите вы? Где они, покажите?!
А на то она и игра… Кто же свои козыри показывает?!
Но если вдумчиво читать описание на страницах сортов, догадаться можно.

До пионов я увлекалась георгинами, клематисами, флоксами. Главная задача при отборе в любых культурах был один – поиск идеального сорта.
То есть сорта, который совмещает в себе одновременно несколько качеств – красивый цветок, гармоничный куст, живучесть, иммунитет и т.д.

Нет предела совершенству!
Его то и ищу.


"Юбилейный ". Сорт отечественной селекции. Что бы показал себя во всей красе, ему должно быть просторно.

 


"Олд Фейтфул". Цветок хороший, но куст разрастается очень медленно.

 


"Корнелия Шейлор". Цветы - супер. Листья - не очень. Поэтому растет не в первом ряду цветника.

 


"Пинк Джаз". Яркий, светящийся цветок. Куст высокий, разрастается медленно.

 


"Сара Бернар". Классика на все пионовые времена.

© 2021 Александра Смирнова
Использование текстов и фотографий, а также цитирование
материалов сайта возможно только с разрешения владельца и с прямой ссылкой на сайт.